Проектная деятельность ученического самоуправления «Партнёр»

Актуальность проблемы развития ученического самоуправления. Основное предназначение ученического самоуправления — удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.

Проектная деятельность обучающихся в гимназии  — форма учебно-познавательной активности, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения.

Сегодня в гимназии есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Под  проектом  понимается любая  совместная работа ради познания  чего-либо  в той  области, которая  является важной и актуальной  для учащихся.

Актуальность проектной деятельности  заключается в том, что  она позволяет  реализовать  идеи сотрудничества учителя и ученика, участия каждого ученика в улучшении окружающей жизни,  помогает раскрывать индивидуальные творческие, организационные, эвристические, художественные способности гимназистов. Но самое важное:  проектная деятельность организуется и  контролируется  Советом ученического самоуправления гимназии при поддержке классных руководителей. Работа над проектом началась  с совещания классных руководителей, на котором были высказаны проблемы каждой параллели. Решение этих проблем стала проектная деятельность — как средство формирования и развития всесторонней высокоразвитой личности.

Организована работа по  пяти проектам по параллелям. Пятые классы работают над темой: «Дружба»; шестые классы выбрали тему: «Мой город — вчера, сегодня, завтра»; седьмые — «Мир профессий»; восьмые — «Помощь ветеранам»; девятые — «Здоровый образ жизни»; 10-11 «Самореализация».

Выбирая тему для проектов, классные руководители исходили из актуальных проблем и трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся в разные возрастные периоды. Каждая параллель  выбирала тему, актуальную для возраста  и интересов учащихся. Итогом стала Программа  по развитию ученического самоуправления — программа роста социальной активности и гражданской ответственности обучающихся, их политической культуры и правовой грамотности. Цель программы —  формирование знаний, умений и опыта организационной и  управленческой деятельности; развитие самостоятельности учащихся по решению школьных вопросов;  сохранение  традиций гимназии; воспитание чувства ответственности за результаты собственной деятельности.

Программа реализуется в 2015 – 2017 г.

Для того, чтобы досуговая деятельность  гимназистов была для них интересной, работа над проектом должна включать четыре этапа:

  1. Организационно-подготовительный этап.Включает  сбор материала по теме, проведение классных часов, тренингов с психологом, встречи с людьми разных профессий. На этом этапе в каждом классе  проводится диагностика отношения личности к теме проекта. Динамика изменения отслеживается на контрольном, исследовательском этапе.
  2. Этап Портфолио (смотр-конкурс).Сбор и составление портфолио каждым классом. Портфолио имеет разную форму: это и оформление папок, и стендов, стенгазет, фотоколлажа.  Все они отражают основную идею и сюжет темы.
  3. Практический этап. Проведение викторин, конкурсов   агитбригад, фестивалей, постановки тематических спектаклей, сценок, конкурсов инсценированной песни, литературных монтажей,  рыцарских турниров или КВНов. Идея выступления на сцене позволяет  учащимся выразить себя, через сценическое искусство  по-новому раскрыть  заданную тему. Самовыражение и презентация своих достижений на сцене способствует повышению самооценки, развитию лидерских качеств.

Особенностью практического этапа является то, что отчеты в виде выступлений демонстрируются  учащимся на класс ниже. Так,  на проект «Дружба», подготовленный учащимися 5-х классов, приглашаются 4-е классы; на презентацию шестиклассников о своём городе приглашаются учащиеся 5-х классов и так далее. Так создается преемственность  и передача эстафеты.

  1. Исследовательский этап. Включает  методологический аппарат исследования, гипотезу, диагностику      отношения учащихся  к проектной деятельности, описание результатов  исследования в каждой параллели и выступление на ежегодной научно-практической конференции обучающихся гимназии. С докладами выступают старшеклассники, которые в течение года проводили исследования по темам проекта в каждой параллели.

Подобная работа помогает учащимся всей гимназии укрепить дружеские и товарищеские отношения. Ребята  в работе поддерживают друг друга, подсказывают пути решения возникающих проблем, распределяют обязанности, взаимодействуют друг с другом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Комментарии: