Педагогические технологии


Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.

Одна из главных задач современной системы образования – повышение качества образования, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка. Повышение качества образования находится в прямой зависимости от кадров. К работе образовательных учреждений сегодня предъявляются всё более высокие требования.

Современная школа  — это школа новых идей, новых технологий, новых аспектов образования в условиях реализации Государственного стандарта. Учителя гимназии ориентированы на:

-достижение целей образования, его высокое качество, доступность и открытость для учащихся и их родителей

-достижение планируемых результатов самообразовательной деятельности работы с одаренными детьми

— выполнение индивидуальных и групповых проектов по пропаганде передового педагогического опыта

— использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий

— выбор сетевого взаимодействия образовательных организаций направленное на повышение эффективности образовательной деятельности

— эффективное использование профессионального и творческого потенциала в работе с одаренными детьми.

Современная парадигма образования, использование новейших технологий требует качественно нового подхода к повышению профессионального мастерства педагога.

На базе гимназии были разработаны следующие методические проекты.

Тема методического проекта

Категория педработников  (старт-площадка,  площадка опытных педагогов, площадка мастеров)

Общий срок функцио-

нирования проекта

Который  год работает проект (1-й, 2-й, 3-й)

Степень реализации

Универсальный учитель

Модель   профессионального   становления педагога гимназии

Старт-площадка – 20% Опытных педагогов – 40% Площадка мастеров – 40%

2017-2019

2-й год

56% учителей используют основные принципы данного проекта

Индивидуальная траектория развития педагогической деятельности учителя

Старт-площадка – 9% Опытных педагогов – 51% Площадка мастеров – 40%

2015-2019

4-й год

100%    педагогов    продолжили работу по созданию индивидуальной образовательной траектории  в 2017-2018 учебном году

«Аттестация      педагогических

кадров как образовательная, продуктивная    помощь    методической службы»

Старт-площадка – 12% Опытных педагогов – 38% Площадка мастеров – 45%

2014-2019

5-й год

Аттестация в 2017-2018 гг. показала, что 15 педагогов повысили квалификационную категорию и 5 педагогов получили педагогические звания:

3 – «Старший учитель»,

2 – «Учитель методист»

Проект «Педагогический мониторинг, его роль в работе учителя» (автомониторинг педагога)

Старт-площадка – 9% Опытных педагогов – 51% Площадка мастеров – 40%

2015-2019

4-й год

Проект реализован 100% педагогами, которые используют его в своей работе

 

В 2018-2019 учебном году коллектив гимназии работал над темой: «Создание интегративной модели мониторинга как средства повышения качества функционирования образовательного учреждения, умение педагогов эффективно использовать его инструментарий». Целью работы являлось обеспечение различных индивидуальных возможностей получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы каждого ученика, повышение качества обучения учащихся за счет освоения новых технологий.

Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения урока, использование индивидуальной и групповой работы с учащимися, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучению, изучение и внедрение новых современных педагогических   технологий, работу научных и предметных обществ учащихся, ознакомление и изучение учителями новинок методической и педагогической литературы, широкое участие в методической работе города и ДРИДПО, участие в конкурсах, проектно-исследовательской деятельности, работа с одаренными учащимися, совершенствование информационного обеспечения научно-методической работы, совершенствование организации творческой исследовательской деятельности  педагогов гимназии.

В 2018-2019 учебном году педагогический коллектив гимназии продолжил работу по экспериментальной деятельности в рамках Республиканской экспериментальной площадки по теме «Формирование интегративной модели мониторинга качества общего образования как инструмента повышения эффективности управления развитием образовательной системы Донецкой Народной Республики» (рук. Тетёрко Т.Н., директор гимназии, Чухно Л.А., зам. директора по УВР)

В период прохождения эксперимента были созданы следующие творческие группы: аналитическая группа (руководитель Тарануха В.Н.), мониторинговый центр (руководитель Лихтанская Т.Е., Маруда Ю.В.), центр коррекционной деятельности (руководитель Бабий И.М.), информационный центр (руководитель Балычев Р.С.)

Этап экспериментальной деятельности в текущем 2019 году —  обобщающий. На этом этапе обрабатывался материал, соотносились итоги процесса с поставленными задачами, проводился полный анализ, исправлялись и формировались гипотезы с полученными результатами, итоги деятельности в рамках мониторинга подводились поэтапно.

В рамках работы над методической проблемой продолжена работа деятельности таких педагогических школ: «Школы молодого учителя», «Школы юного педагога», «Школы изучения передового педагогического опыта». Руководителями школ был проведен мониторинг участия учителей в конкурсах, олимпиадах, предметных неделях, участия в семинарах, вебинарах, заседаниях ПНМК, работе городских и школьных динамических и творческих групп.

ШПНМК продолжили работу по совершенствованию индивидуальной траектории развития профессионального мастерства педагогов, методические кейсы «Дорожная карта учителя-предметника по самообразованию» были пополнены мониторинговыми исследованиями достижений учителей и учащихся, участия в профессиональных конкурсах, конференциях, вебинарах, проектах. Вся работа МО строилась так, чтобы в течение всего учебного года возможно было поделиться опытом, показать свои наработки и достижения по проблемам развития педагогического мастерства учителей. Были проведены круглые столы, представлены творческие отчеты на педагогических советах, предоставлены информационные презентации, созданы методические пособия учителями, которые аттестовались. Свой педагогический опыт учителя гимназии представляют на различных информационных сайтах сети Интернет. Так в 2018-2019 уч. году свои работы представили 15 педагогов, общее число работ составляет 38 пособий для проведений уроков и внеклассных мероприятий. В целях распространения передового педагогического опыта учителя провели 18 открытых уроков на базе гимназии. Педагоги гимназии неоднократно становились призёрами педагогических профессиональных и рейтинговых конкурсов (https://vk.com/prodlenka.org Международное сотрудничество — 7 участников; Олимпиады для учителей, Infourok.ru – 38 участников – сертификаты, дипломы 1-3 степени).

Методический кабинет гимназии пополнился новыми материалами: тематическими разработками учителей, выступлениями на заседаниях городских и школьных ПНМК, электронными кейсами по внедрению инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

В гимназии было продолжено внедрение проектов по методической работе «Модель профессионального становления педагога», «Педагогический мониторинг, его роль в работе учителя», «Формы самообразовательной деятельности педагога как средство создания индивидуальной самообразовательной  траектории в условиях внедрения новых государственных стандартов».

 

В процессе педагогического общения обеспечивается единство действий участников образовательного процесса (учителя, обучающиеся, родители, администрация), осуществляется их объединение, упорядочивается их целенаправленная деятельность. В общении достигаются взаимопонимание и согласованность действий, поступков, поведения, формируются качества человека как субъекта культуры, познания, труда.

При решении образовательных и воспитательных задач с помощью общения налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между учителями и детьми, что во многом способствует учебной деятельности; формируется познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры, формируются межличностные отношения в ученическом коллективе.

В процессе подготовки к педсовету была проведена анкета «Уровень диалогичности взаимоотношений учителей и учащихся»

Из диаграммы мы видим, что и учителя и обучающиеся хотят видеть в большинстве своём положительные, доброжелательные отношения друг к другу, использование разнообразных форм работы на уроке и во внеклассной деятельности, чтобы сформировать или повысить мотивацию, желание завоевать «доверие», расположение, хорошее отношение со стороны и учащихся и учителя, и высокую результативность со стороны учителя и удовлетворённость обучением со стороны ученика.

 Применяя различные формы, методы, технологии обучения, педагоги  и учащиеся являются полноправными участниками учебного процесса, где прослеживается направленная мотивация, работа над закреплением материала, изучением нового, что даёт положительные результаты как со стороны «учителя» — высокий уровень знаний, владение обучающимися теоретической базой, практическая деятельность, желание владеть информацией, так и со стороны ученика – знания, умения, навыки, желание узнавать новое, заинтересованность предметом, уверенность, что я буду знать больше.

Главным требованием времени является обязательное использование педагогами инновационных технологий, новаторских подходов к организации процесса обучения как одного из концептуальных приоритетов реформирования системы образования Республики.

Основными из ключевых понятий, которыми оперирует Государственный стандарт образования ДНР, являются:

  • системно-деятельностный подход
  • личностно-ориентированный подход
  • компетентностно-ориентированный
  • ключевая компетентность
  • гражданская компетентность
  • здоровьесберегающая компетентность
  • ИКТ-компетентность
  • коммуникативная компетентность
  • общекультурная компетентность
  • предметная компетентность

ИКТ- компетентностью и её применением на уроках и во внеклассной деятельности владеют все преподаватели гимназии. 100% учителей имеют сертификаты ИКТ – обученности, и применяют полученные знания в различных видах деятельности на своих уроках.

Здоровьесберегающая компетентность прослеживалась на уроках всех учителей: физминутки, ритмические упражнения, ролевые двигательные игры. Эти действия были направлены на привитие здорового образа жизни, как основного целеполагающего направления становления полноценной творчески-активной интеллектуально развитой личности, т.е. той модели выпускника, которую предполагает в итоге Государственный стандарт образования ДНР.

Системно-деятельностный подход, как форма взаимодействия учитель- ученик нацелен на развитие личности, развитие умений и навыков. Применение на практике полученных знаний, успешной адаптации человека в социуме, профессиональную самореализацию, формирование способностей к коллективной деятельности и самообразованию.

На последних открытых уроках администрация это отмечает у следующих педагогов Таранухи В.Н., Тетёрко Т.Н., Ахметзяновой А.Ф.

Учителя систематизировали ранее изученный материал для решения задач практической направленности, показали применение работать в сотрудничестве ученик-учитель, ученик-ученик, оказывать помощь в коллективной деятельности. На таких уроках учитель выступает в роли союзника в решении учебных задач, помогает развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, способность к «видению проблемы», формирует умение чётко и ясно излагать свои мысли, аргументировать доводы. Практическая направленность была приоритетной и позволила учащимся сконцентрировать внимание не только на целеполагающих аспектах учебного материала, но и проявилось в решении задач по подготовки к ГИА- 2018 с обновленными контрольно-измерительными материалами.

Учитель

Технологии

Тетёрко Т.Н., учитель математики

-личностно-ориентированного обучения,

— проблемно-поискового обучения,

— самообразовательной деятельности учающихся,

— ИКТ

Тарануха В.Н., учитель математики

— критического мышления,

— проблемного обучения,

 — ИКТ

АхметзяноваА.Ф., учитель географии

— компетентностно-ориентированное обучение с использованием ИКТ

Личностно-ориентированный подход к учебно-воспитательному процессу показали Шевкаленко Лариса Вадимовна, Жарикова Елена Геннадьевна, Серикова Гульнара Ильсуровна. Главной задачей на уроках этих педагогов было взаимодействие и плодотворное развитие личности педагога и его учеников на основе равенства в общении и партнерства в обучении.

Уроки этих учителей носили познавательный характер, соблюдались принципы научности, доступности, последовательности. Они показали умение реализовать основные принципы результативности Универсальной Учебной Деятельности:

— предметные —  формирование ключевых навыков: чтения, грамматики, письма;

—  коммуникативные —  умение работать в группах, парах, коллективе, обосновывать свою точку зрения;

— регулятивные —  ответственность за свой выбор, результаты своей работы;

— познавательные — формирование умений строить речевые высказывания, работать с информацией.

Сотрудничество ученик —  учитель проявилось в интересных моментах коллективной деятельности.  Учителя в своих подопечных увидели их заинтересованность в различных вопросах и учили их при разработки уроков. Так Жарикова Елена Геннадьевна провела сравнительную характеристику участия детей в учреждениях дополнительного образования Д/т «Юность», Д/к им. Маяковского, музыкальной школы. Г.И.Серикова продолжила работу по привитию у детей чувства самосохранения и акцентировала внимание на правилах дорожного движения. Шевкаленко Л.В. увидела своих детях будущих знатоков английского языка и направила деятельность на научно-исследовательскую работу обучающихся.

Учитель

Технологии

Шевкаленко Л.В., учитель английского языка

— компетентностно-ориентированное обучение с использованием ИКТ

— игровые технологии

Жарикова Е.Г., учитель английского языка

— критического мышления,

— инт6ерактивное обучение,

 — ИКТ

Серикова Г.И., учитель начальных классов

-перспективно-опережающего обучения с использованием ИКТ

 

Компетентностно-ориентированный подход в обучении показали Левчук О.В., Павлова Л.А., Гнилицкая И.В. Их уроки были направлены на достижение результатов, которыми являются иерархически подчиненная ключевая, общепредметная и предметная (отраслевая) компетентность. При работе с обучающимися педагоги учитывают возрастные способности, реальные возможности учащихся. На уроках отмечена высокая работоспособность, достаточный уровень аналитико-систематического мышления, навыков самостоятельной работы, самоконтроля и контроля обучающихся.

Учителя применяют активные и интерактивные методы и приёмы: создание проектов (клайстер — технология), учебные игры, самостоятельную работу, разноуровневые задания, умение работать с интернет технологиями, выделять необходимую главную информацию для применения её в повседневной жизни и для совершенствования интеллекта и формирования мировоззрения обучающихся. На каждом уроке была создана ситуация успеха, направленная на повышение мотивации и развития познавательного интереса к предмету.

Учитель

Технологии

Левчук О.В.,  учитель английского языка

— компетентностно-ориентированное обучение с использованием ИКТ

— игровые технологии

Павлова Л.А., учитель информатики

— проблемного обучения с использованием цифровых образовательных ресурсов современности

Гнилицкая И.В., учитель начальных классов

-личностно-ориентированного, проблемного обучения с использованием ИКТ

 

Ключевая компетентность — специально структурированный комплекс характеристик (качеств) личности, дающий возможность ей эффективно действовать в различных сферах деятельности, относящийся к общеотраслевому содержанию образовательных стандартов; это результат образования, выражающийся в овладении теми способами деятельности, которые универсальны к предмету воздействия. В данном случае предметом воздействия является сам ученик.

Как научить обучающихся мыслить и выражать свои идеи, какие необходимы для этого формы работы и методики, как сформировать универсальный подход к каждому обучающемуся?  Умение работать в данном направлении показал Балычев Р.С.  Владея информационными коммуникационными технологиями, во время урока учитель формирует

-представление об идеях и методах, информатике и ИКТ как универсальных языках науки и техники, о средствах моделирования, явлениях, процессах;

 — интеллектуальное развитие у обучающихся таких качеств как: ясность и точность мыслей, критичность мышления, интуицию, логическое мышление, пространственное представление.

Практические задания показали высокий уровень умений и навыков обучающихся в работе с основными элементами и операциями при работе с электронными таблицами.

Взаимодействие учитель-ученик на уроках Руслана Сергеевича дает высокий уровень результативности, — обучающиеся являются участниками и призерами многих олимпиад и конкурсов, а взаимодействие учитель — учитель дает нам, учителям гимназии и учителям города, возможность повышать свой уровень знаний в сфере ИКТ.

Учитель

Технологии

Павлова Л.А., учитель информатики

— проблемного обучения с использованием цифровых образовательных ресурсов современности

— интерактивного обучения

 

Коммуникативная компетентность —  способность личности применять в конкретном виде общения знание языка, способы взаимодействия с людьми, которые окружают его и находятся на расстоянии, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями. Коммуникативная компетентность прослеживалась на уроках учителя французского языка Фёдоровой И.А.

При построении урока учитель придерживается основных требований Госстандарта. На уроке учитель показал высокий уровень знания французского языка, умение владеть классом. Хорошо видно взаимодействие и взаимопонимание как со стороны учителя, так и со стороны «маленьких французов» (урок был дан в пятом классе – это первый год обучения). Учитель использует различные формы, методы, технологии на уроке. Центральным аспектом сотрудничества на уроке явилась общая любовь учителя и обучающихся к зимним видам спорта. Игровые технологии, разговорная речь в диалоге и коллективная работа ориентировали обучающихся на здоровый образ жизни и дружеское отношение друг с другом с учителем. Тем более что учитель является классным руководителем в этом классе.

Учитель

Технологии

Фёдорова И.А., учитель французского языка

— интерактивного обучения

— здоровьесберегающие технологии

— ИКТ

Взаимопонимание учителя и ученика через формирование гражданской компетентности было раскрыто на уроках учителя истории Цымбалист Т.В. Гражданская компетентность —  это способность решать сложные задачи, связанные с жизнью в условиях демократии гражданского общества и правового государства. На своих уроках учитель формирует наличие определенных ценностей, таких как: гуманность, патриотизм, свобода, общественное благо, толерантность, личная ответственность за судьбу страны, уважение прав и свобод человека.

Урок был построен на взаимном сотрудничестве учащихся с учителем и показал умение получать и анализировать информацию о социальных явлениях и процессах на основе широкого круга источников (интернет, презентация, учебник), критически мыслить, выявлять социальные проблемы, отстаивать свое мнение. При подведении итогов и решении проблемного вопроса: «Петр 1. Его реформы — это злодейство или гениальность правления?» —  дети выбрали позицию гения. Она шла вразрез с мнением учителя, но в результате обсуждения, в форме взаимосотрудничества было принято общее решение продолжить исследование этой проблемы на последующих уроках.

Учитель русского языка Бойченко Ю.И. показала использование предметных  компетенций  на своих уроках. Она помогает  учащимся овладевать  учебными навыками и умениями;

  1. Воспитывать   эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждать интерес к слову, стремиться научить правильно говорить и писать на родном языке.
  2. Формировать умение работать в сотрудничестве, взаимодействовать с окружающими людьми, получать необходимую информацию.
  3. Развивать  коммуникативную  компетентность учащихся.

Успешное применение данного подхода в обучении означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире.

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Групповые формы и методы, коллективный способ обучения, работа в парах позволяет решить и воспитательные задачи: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

Учитель

Технологии

Бойченко Ю.И., учитель русского языка

— личностно-ориентированное обучение

— здоровьесберегающие технологии

 

Общекультурная компетенция – это широкий круг вопросов, по отношению к которым учащийся должен быть хорошо осведомлен, а именно познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций.

На своих уроках учитель музыки Парфёнова А.В. всю учебную деятельность строит на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Используя различные виды деятельности: проектную методику, ролевые игры, динамические этюды, мультимедийную технологию, технологию коллективного творческого дела, личностно-ориентированного подхода к обучающимся учитель показал высокий уровень педагогического мастерства, знания своего предмета. При решении целей и задач урока в сотрудничестве с обучающимися прослеживалась идея, что музыка —   искусство, не обособленное. В нем содержатся тесные связи с другими искусствами. Это синтез музыки и литературы, изобразительного искусства, хореографии.

Через активную, музыкально-исполнительскую деятельность учащихся (игра на бубнах, ложках, фортепиано, пение, слушание музыки), использование при разучивании песен художественных образов и ассоциаций, моделированию звуковых процессов, исполнению музыки, анализа и сравнения, направленного на выявление общего и особенного (сходства и различия) между музыкой русского народа и музыкой других народов  — учитель формирует гражданскую позицию и приобщает обучающихся к музыке народов ближнего зарубежья, сделав вывод на уроке, что музыка не имеет границ.

Учитель

Технологии

Парфёнова А.В., учитель музыки

— коллективного творческого дела

— здоровьесберегающие технологии

— игровые технологии

— ИКТ

Подводя итоги диагностической и аналитической работы по данному вопросу, можно сравнить её с полетом птиц. Каждый взмах крыла – это работа учителя по развитию интеллектуально-творческой личности, обучающейся в оптимально комфортных условиях и самому полёту – результативности обучающихся гимназии, как итога взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества учитель- ученик.

И какие бы инновации ни вводились, какие бы технологии не применялись, в школе как сотни и тысячи лет назад встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ним (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. А учитель всегда будет капитаном в этом плавании главным штурманом проводки через рифы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии: